Самое любимое, востребованное и зрелищное искусство. Каждый год 27 августа поклонники и работники кинематографа в нашей стране отмечают день российского кино.
Истоки
Днем рождения кино принято считать 27 августа 1919 года. Именно тогда правительство СССР подписало «декрет о национализации кинематографа». Власть быстро осознала, что кино – хороший инструмент управления людьми и способ пропагандирования идей.
Но на официальном уровне деятели этого искусства начали праздновать торжество только в восьмидесятых годах. Только после этого праздник стал традиционным, но никогда не считался выходным днем. Он получил официальное название «День советского кино». В это время киноленты подвергались особой цензуре и перекраивались, как удобно было властям. А спустя 8 лет праздник переименовали в «День кино».
До 2001 года дату постоянно переносили. Сначала праздник хотели объединить с Международным днем кино (28 декабря). Но тогда получалось, что официальный праздник в стране переставал существовать и никем не отмечался. Такая ситуация многим не нравилась, и деятели искусства потребовали, чтобы у них была своя независимая дата.
Министерство культуры РФ поддержало эту идею и решило, что деятелей самого важно в стране искусства нельзя лишать собственного праздника. Тогда Никита Михалков в 2002 году предложил назначить отмечать праздник в последнюю неделю сентября. Эта дата совпадала с ежегодной церемонией «Золотой орел». Но власти отклонили эту инициативу и перенесли «День российского кино» опять на 27 августа, как это было в 1919 году. Уже несколько лет эта традиция остается неизменной.
Кто празднует
Этот праздник охватывает всех людей, кто имеет какое-либо отношение к искусству создания кинокартин: продюсеры, режиссеры, операторы, сценаристы, актеры, каскадеры.
Отмечают даже люди смежных профессий, которые входят в состав съемочной группы, и процесс на площадке без них не сдвинется на миллиметр. Это визажисты, повара, водители, осветители, монтажеры, реквизиторы, декораторы, монтировщики, костюмеры и супервайзеры.
Торжество касается даже самых обычных зрителей, которые просто любят смотреть и восхищаться кино, как искусством.
К отмечающим праздник также относятся преподаватели и студенты профильных высших учебных заведений, которые связаны с кино. А также сотрудники, директора кинотеатров и прокатчики.
Как отмечается
Представители Министерства культуры Российской Федерации вручают награды, медали и почетные грамоты всем работникам киноиндустрии, которые внесли вклад в отечественный кинематограф. Первые лица России произносят слова благодарности и вручают ценные подарки деятелям искусства.
Бесплатные показы легендарных кинолент и фестивали кино проходят в городских кинотеатрах. Именно в этот праздник происходит огромное количество дебютов и открытия новых звезд.
Студенты профильных высших учебных заведений снимают свои картины и демонстрируют их однокурсникам и мастерам курса, приглашая всех на просмотр.
В небольших городах проходят фестивали и концерты, посвященные этому празднику. Устраиваются кинопоказы на свежем воздухе, куда приглашаются все желающие.
Наши в кино
Первым создать иллюзию изображения удалось Томасу Эдисону. Он разработал специальный аппарат под названием «кинетоскоп», с его помощью просматривались движущиеся кадры.
Но родоначальниками кинематографа считаются французы братья Люмьер. В 1895 с помощью аппарата, которому дали название «синематограф», они продемонстрировали ролик «Прибытие поезда».
Первый киносеанс в императорской России состоялся 15 октября 1908 года. Картина «Понизовая вольница» о Степане Разине.
Зрители не имели возможности долго наслаждаться показом, так как продолжительность черно-белого кино без звука была около 7 минут. Несмотря на простую режиссуру и игру актеров, в этой работе был использован первый спецэффект. Специальная склейка кадров при монтаже изящно скрыла тот момент, когда настоящую актрису заменили на манекен, который позже был выброшен в воду.
Через 18 лет появился легендарный «Броненосец Потёмкин» Сергея Эзенштейна. Красный развевающийся флаг стал первым цветным кадром в нашем кино. По итогам опросов кинокритиков, режиссеров и зрителей его признали лучшим за всё существования этого искусства.
Еще одним прорывом в кинематографе можно считать ленту «Путевка в жизнь» Николая Экка. В 1923 году появляется звук.
В 1930-ые года произошел огромный рывок. Черно-белая немая гамма сменилась на красочную палитру отличного качества.
Власти СССР считали, что кино отлично воспитывает советский народ. Именно в этот период в киноиндустрию вкладывались огромные средства. Эти картины давно стали настоящим культурным наследием России.
В конце 1980-х годов кинематограф в стране переживал серьезный кризис. Кино 1990-ых годов шокировало, а уже после 2000-ых начало восстанавливаться медленными темпами. Начали появляться произведения высокого качества и молодые таланты.
Современное кино
Сегодня услышать волшебный треск киноаппарата практически тоже самое, что услышать голоса тех, кто жил много лет назад. Современные технологии стремительно вторглись и практически захватили киноиндустрию.
Кинематограф за 100 лет испытал в себе все плюсы прогресса 21 века. В фильмах стало возможно воплощать самые фантастические идеи. Современное кино скорее развлекает, благодаря отменной графике, спецэффектам, трюкам и объемной 3D-реальности.
В настоящее время снимаются разноплановые ленты. В стране действует более 50 киностудий. Ежегодно выпускается свыше 100 кинокартин. Проводятся кинофестивали, смотры и даже недели кино.
Наши кинематографисты заслужили собственный праздник своим трудом и гениальными идеями.
Интересные факты
- Фильм «Человек с бульвара Капуцинов» переносит зрителя именно на тот бульвар, на котором братья Люмьер презентовали первый видеоролик.
- Истоки хорроров в России берут свое начало аж с 1909 года. Родоначальниками русской фантастики стали фильмы «Вий» и «В полночь на кладбище», датируемые 1909-1910 гг.
- Императорская кинобиблиотека насчитывала около 1000 фильмов. После революции в фонде осталось 300 картин.
- Целых 6 отечественных кинолент удостоились признания мировых кинокритиков и получили премию Оскар.
- Лидером советского кинопроката считается кинофильм «Пираты XX века». На втором месте лента «Бриллиантовая рука», а на третьем «Москва слезам не верит».